Знакомьтесь, школа!

Нет двух одинаковых школ, как нет двух одинаковых людей. У каждой есть свои достоинства и недостатки. Наша школа уже не один год занимает первое место в рейтинге общеобразовательных школ города, поэтому мне хотелось бы, в начале своего доклада, рассказать немного о том, чем гордится наш педагогический коллектив и наши ученики. За что мы получили признание в городе и почему стали победителями национального проекта «Образование» в 2008 году и лауреатами конкурса «Лучшие школы Подмосковья 2009». О какой школе мечтал человек, построивший ее, вложивший в нее сердце и душу, заслуженный строитель России – Петр Иванович Забродин. Трагически оборвалась жизнь того замечательного человека, которого многие из нас знали лично и любили. В 2007 году постановлением губернатора Московской области нашей школе присвоено имя почетного гражданина города Подольска – Петра Ивановича Забродина.

Главная задача школы – это образование. Поэтому наша основная гордость – это кабинеты естественно-научного цикла: физика, химия, география и астрономия. Все эти кабинеты стали победителями городского конкурса кабинетов 2009 года, все они оборудованы мультимедийными комплексами и интерактивными досками. Курсы, которые читаются в этих кабинетах, построены на базе компьютерных презентаций, созданных самими преподавателями в течение многих лет.
Но ценность этих кабинетов не только в хорошем оборудовании, а в том, что созданы они специально под инновационные методики преподавания. Так в кабинетах физики и химии установлены специальные столы-лаборатории «внутренности», которых содержат все оборудование необходимое для проведения лабораторных работ. Такая компоновка оборудования дает нам возможность вести экспериментальный курс физики по УМК под редакцией академика В.Г. Разумовского «Физика в самостоятельных исследованиях», который является новым словом в преподавании физики. Каждый урок физики начинается с собственного исследования, проводимого учеником, на каждом уроке ученик сам открывает для себя законы мироздания.
На базе кабинета открыта экспериментальная площадка института содержания и методов обучения Российской академии образования «Методика и техника самостоятельного эксперимента в цифровой школе». Руководит этой площадкой кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории физики ИСМО РАО Г.Г. Никифоров, автор десятков учебников и пособий по физике.
Кабинет астрономии нашей школы, как и все естественнонаучные кабинеты, состоит не только из аудитории, где непосредственно проводятся занятия. Обязательными приложениями к полноценному кабинету астрономии являются планетарий, площадка для визуальных наблюдений и обсерватория, где установлены современные автоматизированные телескопы.
Именно такой астрономический комплекс создан в школе №29 г. Подольска, и является в этом смысле уникальным, т.е. единственным в России. Управление телескопом и куполом может осуществляться в режиме удаленного доступа с любого компьютера, включенного в локальную школьную сеть, а изображение небесных объектов в режиме реального времени с помощью цифровых камер выводится на экран любой школьной аудитории.

Основные работы по созданию комплекса были завершены в 2007 году, но и до настоящего времени мы продолжаем совершенствовать методические разработки, создавать новые дидактические материалы, приобретая для этих целей современное астрономическое оборудование и совершенствуя материально-техническую базу комплекса. Летом 2009 года закончено строительство цифрового планетария, которого нет даже в нашей столице.
На базе кабинета астрономии открыта экспериментальная площадка ИСМО РАО «Школьный астрономический комплекс – ресурсный центр муниципальной системы образования» под руководством известного астронома, ведущего научного сотрудника ИСМО РАО Е.К. Страута. Кроме традиционного цикла лекций и наблюдений, учащиеся готовят научные проекты, и занимаются исследовательской деятельность, используя существующее оборудование.

В 2009 году в школе начался серьезный эксперимент по внедрению информационно-коммуникационных и интернет технологий в образовательный процесс. Предварительно идея революционных изменений оформилась в следующем виде: вместо всех учебников, задачников, библиотеки, видеотеки, фонотеки, измерительных приборов, рабочей тетради, дневника и т.д. у каждого ученика есть только мини-ноутбук, который к тому же через интернет связывает его с мировым знанием. То есть, в качестве эксперимента, мы отказались от традиционной бумажно-книжной методики обучения, как уже отказались по ряду предметов от меловой методики, перейдя на интерактивную доску.
В настоящее время эксперимент «Разработка комплекса «Электронный портфель учащегося» проходит под руководством Федерального института развития образования, экспериментальной площадкой которого является наша школа. Руководит работой проректор по развитию Педагогической академии последипломного образования П.Д. Рабинович.

Не менее важная задача для школы – вырастить здоровое поколение. Если вы посмотрите на наши спортивные сооружения, то поймете, что для коллектива школы это не пустые слова. Наши стадион и бассейн – это предмет гордости учителей и учеников.
В 2008 году проведена реконструкция школьного стадиона. Положены ультрасовременные покрытия беговых дорожек, баскетбольной и волейбольной площадок, теннисных кортов, восстановлен футбольный газон. Построены трибуны с пластиковыми креслами, закончены работы с акустической системой. Теперь наш стадион может принимать соревнования самого высокого уровня. И не случайно он получил статус межшкольного спортивного центра. Конечно, это любимое место учащихся школы, и результат на лицо: по итогам комплексной спартакиады школ города наша школа уже три года удерживает первое место.

А как уменьшить утомляемость у самых маленьких учеников, как восстанавливать по ходу уроков их способность воспринимать новую информацию? В блоке начальных классов создан целый комплекс средств по релаксации и снятию стрессов: на первом этаже спортзал с теннисными столами и бассейн с сеансами аквааэробики, которые дети просто обожают, на втором – современный игровой комплекс для гиперактивных детей, на третьем – центр релаксационной разгрузки с мягкими диванами и коврами для детей с повышенной утомляемостью. Ребенок любого психологического типа найдет здесь место себе по душе.

Не случайно дети из трех групп продленного дня не хотят уходить домой из школы, когда за ними приходят родители. Так постепенно школа становится для них родным домом, любимым местом игр, учебы и общения.

Но здоровье у человека должно быть не только физическое, но и духовное. Как сделать так чтобы ребенок стал добрее, не мог наступить на цветок, заботился о братьях наших меньших, берег мир, в котором живет? Это нам поможет сделать биологический комплекс с зимним садом, живым уголком, аквариумами и вольерами экзотических птиц. Он войдет в состав кабинета биологии. В этом комплексе дети будут не созерцателями, а активными участниками. Они будут сами ухаживать за животными и растениями, проводить научные эксперименты и заниматься исследовательской работой.
В качестве подготовки к работе биологического комплекса в школе функционируют три больших аквариума и террариум. Это не простая и кропотливая работа, так как мы имеем дело с живой природой.
В 2010 году в школе создан клуб любителей природы среди учащихся начальной и основной школы. Окончательный ввод в действие всего комплекса запланирован на 2014 год.

Школа не только место учения, но и место общения. В январе 2009 года наконец материализовалась мечта многих наших учеников. Была закуплена аппаратура для школьного телевидения, проведены монтажные работы, создана телевизионная студия. Творческая работа закипела сразу, был создан клуб телевизионщиков «Школьное TV», проводился конкурс на лучших телеведущих. Сотрудники школьного канала активно собирают информацию, ведут съемку всех значимых школьных мероприятий.

Выпуски школьного телевидения собирают у экранов телевизоров огромное количество зрителей.
Ведь это передачи о нас, о нашей жизни, о наших успехах и неудачах, о смешном и грустном. Эти телепередачи объединяют школьный коллектив, мы вместе смеемся и вместе грустим, и это очень важно для зарождающегося школьного сообщества.

Школа место для творчества, поиска и интеллектуального развития. С 2010 года в школе действует научное общество «Поиск». Учащиеся основной и старшей школы ведут исследования по различным научным направления от естественно-научных до гуманитарных. В настоящее время в работе находится более тридцати проектов. Законченные работы выставляются на научных конференциях, по их результатам пишутся доклады и статьи. Наши ученики являются победителями и лауреатами конкурсов самого высокого уровня.
В 2010 году претерпела серьезные изменения школьная библиотека, в которой была установлена компьютерная система, работающая по самой современной MultiPoint технологии. Эта система в совокупности с ранее существовавшей базой данных «1С библиотека» представляет собой законченный электронный библиотечный комплекс.

Наши инновации. В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в 2009 году по решению Администрации города Подольска в нашу школу были поставлены два уникальных аппаратно-программных комплекса «Виртуальная реальность» и «Виртуальный презентер».
Проект «Виртуальная реальность» представляет собой полноценный 3D кинотеатр, где преподаватели и учащиеся получили возможность: совершать «путешествия» по стране, миру или вселенной; принимать участие в исторических событиях; наблюдать редкие физические явления и манипулировать с различными объектами; проводить химические опыты; анализировать объемные диаграммы; решать задачи по стереометрии и много другое.
Проект «Виртуальный презентер» это система создания и управления видео-контентом с возможностью многомерного видео-представления и погружения в предметную среду, это «маленький Голливуд» в школе, который позволяет производить вполне профессиональную съемку в хромакей-студии, создавать собственные уроки, выпускать телевизионные новости и многое другое. Руками наших учеников были созданы студия и кинотеатр. И руководят работой этих высокотехнологичных объектов сами ученики – члены школьного научного общества.
Я рассказала вам лишь о небольшом срезе многоплановой и многогранной жизни такого сложного социального организма как современная школа в период, когда в стране происходит одна из наиболее серьезных реформ образования, в которой мы принимаем самое непосредственное участие. У нас прекрасный творческий коллектив педагогов, мы полны оптимизма и готовы идти по этому пути до конца.

Nulla tenaci invia est via (дорогу осилит идущий).
Доклад прошлых лет